Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Психологическая культура педагога: инновационная модель профилактики девиантного поведения

Дата: 11 февраля 2022 в 11:00, Обновлено 20 марта 2023 в 19:50

Смирнова Е.А.,

старший преподаватель кафедры общей и коррекционной педагогики

Государственная политика в области социальной защиты семьи и детей требует выполнения учреждениями образования своих функций по воспитанию, обучению и улучшению положения юных граждан, что невозможно без создания современной системы социально-педагогической работы, в первую очередь на уровне профилактики. Особенно актуализируется эта задача при решении проблемы девиантного поведения подростков.

Традиционная система работы с подростками девиантного поведения не всегда приводит к желаемому результату. Практика показывает, что необходимо формировать у этой категории учащихся навыки ответственного поведения и предвидения последствий совершаемых поступков.

Профилактикой занимаются специалисты многих учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т. д. Подростки и их семьи откликаются на помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного поведения. Но так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов и управленцев, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. Подросток, не удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий.

Подростки часто попадают в сложные и опасные ситуации, вступают в конфликты, которые приводят к серьезным правонарушениям. Из таких ситуаций подростку трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину, ему нужна помощь, которую может оказать программа примирения. Подобные программы практикуются во всем мире уже более 30 лет, но лишь недавно они пришли в практику работы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.

Школьная служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании от 2011 г. №13, Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №153-З «Об оказании психологической помощи», Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Процесс эффективной организации школьной службы примирения направлен на создание условий для конструктивного разрешения конфликтов, способствующего взаимопониманию и примирению участников конфликтов, воспитание уважения достоинства личности, этико-правового просвещения детей и взрослых.

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Деятельность школьной службы примирения позволяет:

  • своевременно выявлять школьные конфликты и латентные правонарушения;
  • своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его;
  • осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);
  • осуществлять профилактику агрессивных способов разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;
  • формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.

Инновационная модель профилактики может быть эффективной также в работе с длительными пропусками уроков, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями; конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса; разрушенными отношениями в коллективе (классе), в семье учащегося; социально-психологической «заброшенностью» ребенка; криминальными ситуациями в среде подростков; ситуацией прихода нового ученика в старшем классе; ситуацией смены любимого учителя (приходом нового); ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.

Основными задачами данной модели профилактики является создание условий для применения в работе комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) программ восстановительного правосудия как способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций, возникающих в среде подростков; отработка функции управления социальной реабилитацией несовершеннолетних и, при необходимости, их семей на основе включения в работу КДН педагога социального.

Следует выделить формы работы школьной службы примирения:

медиация (программы примирения, программы по заглаживанию нанесенного вреда);

«круги заботы» (программа поддержки ребенка в случаях разрушения или отсутствия семьи);

семейные конференции (программа примирения, в которой семья совместно с ребенком берет на себя ответственность за выход из сложившейся конфликтной ситуации и изменение поведения ребенка);

общественные и школьные конференции (массовые формы программы примирения, когда необходимо нормализовать отношения между достаточно большим количеством участников).

Структурно службы примирения в учреждении общего среднего образования могут быть оформлены в качестве:

  • структурного подразделения, социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования;
  • «воспитательного коллектива» (может быть реализовано в рамках клуба либо другой формы внеклассной работы);
  • службы примирения в рамках школьного самоуправления.

Одной из важных задач школьных программ примирения является решение до совета профилактики вопроса о том, на каком уровне рассматривать конкретное «дело»: административном или примирительном.

В сравнении с традиционными способами урегулирования конфликтов школьная служба примирения может оказаться приемлемой и эффективной альтернативой. Профилактика и коррекция конфликтов строится на обучении позитивным способам коммуникации. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеклассной и воспитательной работы определяет профессионализм педагога, а также сохраняет его собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога являются «техникой личной психологической безопасности» в профессиональной деятельности.

Настоящие рекомендации могут быть основой при разработке программ поддержки и развития школьных служб примирения (приложение), а также стратегий и планов, направленных на:

  • защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь семьям несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • создание безопасной среды в образовательной организации;
  • содействие позитивной социализации, в том числе тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, а также предотвращения повторных правонарушений.

Приложение

Положение

о службе примирения в образовательном учреждении

1. Общие положения

1.1. Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).

1.2. Служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы, настоящего Положения и Стандартов восстановительной медиации.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1. Целью службы примирения является:

2.1.1. распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

2.1.2. помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

2.1.3. снижение количества административного реагирования на правонарушения.

2.2. Задачами службы примирения являются:

2.2.1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

2.2.2. обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

2.2.3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Руководителем службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ.

4.4. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

4.5. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в программе.

5.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.7. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.9. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.10. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.11. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

5.12. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

5.13. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

6. Организация деятельности службы примирения

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения или самим использовать восстановительные практики.

6.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

6.7. Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.9. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.