Алгоритм действий при выявлении
несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения и (или) состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других
одурманивающих веществ
Основные признаки потребления наркотиков:
-утверждения, что учащийся употреблял алкогольные, слабоалкогольные или пиво, наркотические средства, вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
-заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
-бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
-чрезмерно широкие или узкие зрачки;
-круги под глазами;
-сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
-сухость губ или повышенное слюноотделение;
-потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
-появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
-следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
-появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
-появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
-сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
-неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
-вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения;
-наличие запаха алкоголя изо рта несовершеннолетнего, выраженного растительного и (или) химического запаха от его одежды;
-нарушение речи, походки, способности сохранять равновесие;
-двигательная расторможенность или заторможенность;
-необычное поведение, необъяснимое внешними обстоятельствами; нарушение словесного контакта;
-странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами.
Порядок действий педагогов при подозрении либо выявлении факта потребления наркотиков обучающимся:
-при выявлении у учащегося трех и более из вышеперечисленных признаков несовершеннолетнего необходимо изолировать от основной массы учащихся в отдельное помещение;
-устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия;
-немедленно поставить в известность руководителя школы; -немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся;
-срочно вызвать медицинского работника. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего. Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения - вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
-при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;
-предложить показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;
-после предоставления содержимого вещей предложить подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;
-по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;
-внимательно следить за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставлять его в помещении одного;
-нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;
-не пытаться попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;
-нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ. Для этих целей пригласить инспектора по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер реагирования в установленном порядке.